|
Из книги Арлин С. Скольник «Близкие люди: исследуя брак и семью»
/Skolnick Arlene S. The Intimate Environment: Exploring Marriage and the Family/
Перевод: © Rara Avis июнь 2004
Секрет любви будоражит западные умы столетиями, но в других культурах, - в восточной, например, - это чувство никогда настолько не выделялось. Поэтому вопрос ставится так: действительно ли способность любить происходит из самой человеческой натуры, можем ли мы испытывать его в любом месте и в любое время? Или, возможно, вестерны показывают нам несколько иные эмоции, чем чувствуют люди других культур?
Вопрос об универсальности любви обсуждался довольно часто, но даже те, кто ратует за универсальность, соглашаются с тем, что любовь в вестернах иная, чем в жизни. Правда, что сильная эмоциональная привязанность к представителям противоположного пола существует во всех сообществах – мы можем найти этому примеры в литературе, мифологии и каждодневной жизни представителей других культур. Но западная культура единственная, выделяющая любовь как жизненно необходимую составляющую и относящая ее к свадьбе.
Нелегко сказать, что представители различных культур испытывают одинаковые эмоции, ведь эмоции – это не просто реакции людей на других людей или на события, это комплексные производные чувств и идей, что могут соотноситься между собой в социальной или исторической среде. Эмоции – такие как голод, гордость или любовь – универсальны, но они проявляются, выражаются и переживаются различно в различных обществах. Согласно исследованиям социальных психологов, эмоциональное переживание состоит из двух частей: физиологическая (усиление сердцебиения, учащение дыхания, слабость в коленях и др.) и интерпретация этого переживания. Разные сильные эмоции, такие как страх, гнев или любовь, физиологически не очень сильно различаются. Когда люди чувствуют проявления подобных физиологических ощущений, они начинают искать этому подходящее объяснение. Итак, социальное и культурное окружение довольно сильно влияет на то, как люди называют их переживания в этот момент.
Западная культура объясняет чувство любви несколькими путями. Она учит нас, что практически каждый человек влюбляется, и это заставляет людей называть то, что они чувствуют «любовью». Дети «подготавливаются» для любви с раннего детства: даже в сказках мы сможем найти мотивы любви, борьбы за любимого человека и счастливой жизни после свадьбы. Литература, кино, СМИ создают идеализированный образ любви.
Культура влияет на то, как человек получает и называет свои чувства и ощущения. Многие называют любовью влюбленность с первого взгляда, мечты и заботу о ком-то, желание быть с ним/ней, ревность к соперникам, вера в то, что испытываемое чувство – единственная и настоящая любовь, которая будет длиться вечно.
После того, как человек назвал свои переживания, он пытается следовать общепринятым стандартам. Так называемое «управление чувствами» играет довольно важную роль в этом процессе. Например «управление чувствами» предполагает, что нужно печалиться на похоронах и радоваться на свадьбе или крестинах. Если мы ведем себя неподобающе, то испытываем чувство вины и стараемся сделать свои чувства «правильными». Мы можем попытаться «подавить» чувство любви, если мы сочтем его неподходящим; или подогнать его, если оно развивается «слишком медленно». Итак, любовь – это опыт, состоящий из чувств, идей и культурных идолов.
Откуда же появилось такое объяснение чувства любви? Скорее всего, как и многие другие культурные особенности западной цивилизации, из Древней Греции и Рима. Сафо описывала симптомы «болезни любви», которые продолжаются уже двадцать пять столетий: заикание, покраснение, учащенное биение сердца, «бегающие» глаза, судорога мышц, слабость и бледнота. Но понятие любви в древние времена отличалось от того, что мы подразумеваем под этим сейчас. Любовь не означала поклонение и брак, любовью были отношения между женатым мужчиной и проститутками или между мужчиной и маленькими мальчиками. Парадоксально, что современное понятие любви выросло из контекста древнегреческой культуры и довольно близко с ним, но формы и идеалы греческой любви сейчас считаются аморальными и зачастую нелегальными в наше время.
В древнегреческом обществе социальный статус женщины был намного ниже, чем мужчины; она была необразованной, зачастую женщина даже высших слоев общества находилась на одном уровне со слугами и рабами, чем со своим собственным мужем. Очень мало внимания уделялось гетеросексуальной любви. Наиболее известные греческие поэты восхваливали любовь и дружбу между мужчинами. Кстати, знаменитые «симптомы любви», описанные Сафо, характеризовали любовные чувства одной женщины к другой.
Любовь древних римлян была больше гетеросексуальной, чем гомосексуальной. Почти как и в Греции, любовные чувства считались развратными и были преимуществом взрослых. В первом веке, Овидий в своем «Искусстве любви» описывал любовь как элегантную игру обмана, которая не основывалась на серьезных или длительных отношениях. Писатели тех времен полагали, что книга Овидия о флирте и взрослении учила все поколения игре любви. В игре, предлагаемой Овидием, важная роль отводилась обману и лести в сочетании с нежным вниманием к любовной персоне. Чтобы добавить романтики, позволялось сыграть симптомы любовной болезни. В одной из своих поэм Овидий описывает способы, с помощью которых любовники могут общаться: секретные сигналы страсти, нежные жесты.
Западная концепция любви все же больше основана на любовных идеалах средневековья, чем на страстных играх Овидия. В то время любовь между мужчиной и женщиной была наивысшей ценностью земной жизни. Считалось, что любовь – это захватывающее чувство, вдохновляемое красотой и характером любимого человека, возникающее внезапно и неподконтрольно с первого взгляда на него; что любовники предназначены друг другу судьбой; что любовь может вести к вечному счастью или бесконечной боли; что она облагораживает человека. Восхищение любовью соединяло в себе настолько несочетаемые моменты как незаконная страсть и религиозная преданность христианству, стереотипная игра флирта и серьезные моральные цели, измена и преданность, радость и страдание. Самые известные примеры такой любви – Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра – истории о неверных женах и мужьях. Пока свадьбы основывались на интересах семьи, а не на чувствах, любовь существовала вне брака.
Идеология такой любви объявила женщину объектом поклонения. Оно было связано с религиозным восхищением Девой Марией. Некоторые традиции рыцарства сохранились в этикете до наших дней. Такие знаки внимания: открыть дверь, поджечь сигарету – не существуют в других культурах, индийской или японской, например. Там предполагается, что именно женщина должна выказывать свое уважение мужчине.
Рыцарская любовь сформировала идею, что любовь – молчаливое чувство, в котором страсть тесно связана с уважением. Эта идеология появилась в XI веке и стала частью западной культуры до сегодняшнего дня.
Идея романтической любви, что произошла от распутных любовных игр феодальной аристократии, стала частью свадебных традиций буржуазии. С развитием промышленности и ростом городов, идеология любви распространилась и на рабочий класс. Впервые связь между любовью и браком проявилась в Англии. В литературе континентальной Европы того времени традиции всеохватной любви все еще преобладали, что означало, что она не была связана с браком. Пуритане Англии ратовали за святость брака и семьи, осуждая неверность аристократии. Пуритане называли брак партнерством, основанном на дружбе, доверии и целомудрии до свадьбы. Эта идеология выражена в «Потерянном рае» Милтона и в некоторых других работах мировой литературы, где восхваляется матримониальная любовь.
Только в XVIII веке, когда средний класс стал главной силой, влияющей на жизнь общества, идея романтической любви слилась с идеей брака. Это проявилась в новой форме литературы – рассказе-новелле. В центре сюжета стала тема поиска любви и социальной подвижности, а счастливый конец знаменовался свадьбой. Первый представитель этого жанра – «Памела» Самюэля Ричардсона, где горничная выходит замуж за своего хозяина. Таков главный сюжет стал прототипом многих любовных историй сегодняшнего дня.
Тема любви не смогла бы существовать столетиями, если б она не была связана с другой существенной частью западной культуры. Индивидуализм, тесно связанный с идеей романтической любви, является частью религиозного, экономического и политического стиля жизни. Два главных источника индивидуализма – это распространение протестантизма и капитализма. Протестантизм подчеркивал индивидуализм и самопознание, определяя высочайшее духовное значение прямого общения между личностью и Богом. Капитализм сформулировал новую личность, свободную, не зависящую от традиций, общества или других людей, способную взлетать и падать только благодаря собственным качествам. Право выбирать партнера по браку стало важным шагом по развитию индивидуальной свободы в Западной Европе. Индивидуализм ратовал не только за заботу о самом себе, он подчеркивал важность близких отношений.
Сексуальная и культурная революция XX века изменила правила и смысл любви, секса и свадьбы. Но любовь осталась сильным чувством и интимные отношения все еще стоят на центральном месте в человеческой жизни. Любовь является важной ценностью для многих людей. Любовь в реальной жизни несколько отличается от стереотипов литературы и СМИ. Исследования показывают, что идея «первой и единственной» любви достаточно сомнительна – до свадьбы люди обычно испытывают любовь несколько раз. Внезапная любовь «с первого взгляда» достаточно редкое явление. Любовь – это поэтапный процесс, что наступает после некоторого периода знакомства и повторяющихся встреч. Кроме того, исследователи отвергают идею того, что любовь может преодолеть все препятствия, и доказывают, что большая часть свадеб происходит между мужчиной и женщиной, принадлежащих к одному классу, расе, вере, имеющих схожее образование и даже схожий уровень физической привлекательности. Немного шокирующим стало то, что мужчины более романтичны, чем женщины. Мужчины влюбляются быстрее и легче, чем женщины, но женщины быстрее и легче становятся «холодными» к объекту чувств в период ухаживания. Женщины чаще разрывают отношения и реже страдают от этого. У мужчин более романтичный, а у женщин более практичный взгляд, кроме того женщины менее склонны подвергаться «внезапным порывам». Эта разница объясняется социальным и экономическим неравенством между полами. Женщины экономически более зависимы от брака, чем мужчины, вот почему они рискуют пострадать, если выберут «неправильного» партнера по браку.
Установленные социальные «уровни» развития любовных отношений: встреча, личное обязательство, объявление помолвки и свадьба (цель всей жизни), теряют свой смысл. Обязательства перед кем-то влияют на отношения с другими. Брак теряет свою безусловность и устойчивость. Отношения между людьми становятся более близкими, но менее стабильными и устойчивыми. «любовь навсегда» исчезает. Любовь более не связывается с браком, это естественное продолжение личных отношений. Но отношения развиваются по разным сценариям. В современном обществе многие любовники не знают друг о друге до встречи, поэтому в целом все отношения развиваются так: первое, пара должна встретиться и понравиться друг другу, второе, им надо обсудить свои интересы, чтобы найти сходства и понять, что им нравится находиться в обществе друг друга. И третье, они должны обговорить свои надежды на будущие отношения, если они все-таки решат их начать. Позже, если их отношения станут достаточно длительными, они пойдут по обычной колее обязанностей и требований друг к другу.
Чувство любви естественно для всех, но оно формируется под воздействием времени и общества, в котором мы живем. Романтическая любовь существовала в образе жизни Запада более 800 лет, хотя и смысл ее за это время достаточно круто поменялся. Романтическая любовь из незаконной страсти превратилась в прочный брачный союз под воздействием капитализма и протестантизма. И хотя сейчас связь между любовью и браком несколько ослабла, любовь и секс не всегда относятся к свадьбе, чувство любви все еще остается выжной частью жизни многих и многих людей.
|